№
15. 2008 - CЕРДЦЕ
ВЕЩЕЙ
ПРЕКРАСНЫЙ
НЕДУГ
СОБИРАТЕЛЬСТВА
Интервью
с Рувимом
Брауде.
Ирина
Рапопорт
Вы рисуйте,
вы рисуйте,
вам
зачтется ...
Булат
Окуджава
РУВИМ
БРАУДЕ
Сан-Франциско,
Монтерейский
буль-вар. Я
подхожу к
дому, больше
напоминающему
миниатюрный
замок. Он
расположился
на
возвышении, с
которого
открывается
вид на океан,
застывший
синим
стеклом.
Только белые
парусники
вдали
оживляют его
безмятежную
гладь.
Неправдоподобный
покой!
Дверь
открывает
хозяин –
энергичный,
седеющий,
очень
обаятельный
человек. Это
он, Рувим
Брауде,
собрал в доме
(впоследствии
с участием
жены Инны)
уникальную
коллекцию
живописи и
графики
ленинградских
художников
второй
половины ХХ
века. Войдя
сюда, сразу
ощущаешь ту
атмосферу
напряженной
жизни Ленинграда,
в которой
художники
жили и боролись,
отстаивая
свое право на
самовыражение
в искусстве.
Борьба
за
утверждение
независимого
искусства
началась в
Ленинграде
еще в 1950-е годы и
достигла
пика в 1970-е.
Самыми
известными
её событиями
стали
знаменитые
выставки во
Дворце
культуры
им.И.Газа в 1974 г.
и в Невском
Дворце
культуры в 1975 г.,
прошедшие в
ответ на так
называемую
“бульдозерную”
московскую
выставку 1974 г.
Ленинградские
художники
назвали свое
движение “газа-невской
культурой”,
или
Газаневщиной.
В результате
этого
движения
появилось
“Товарищество
экспериментальных
выставок” – ТЭВ.
К
1980-му году в
результате
давления
властей
многие
участники
Газаневщины
были вынуждены
эмигрировать.
Остальные
вместе с художниками
молодого
поколения
самоорганизовались
в ТЭИИ –
“Товарищество
экспериментального
изобразительного
искусства”. ТЭИИ
легло в
основу
третьей
формации –
Товарищество
“Свободная
культура” с
Арт-центром
“Пушкинская-10”.
“Пушкинская-10”,
благодаря
благородной
и неутомимой
работе
лидеров-художников
Сергея
Ковальского
и Евгения
Орлова,
превратилась
в серьезный
культурный
центр,
известный
уже во многих
странах мира.
Центр распространил
свою
деятельность
и на другие
области
искусства, а
также создал
постоянно действующий
Музей
нонконформистского
искусства.
На
“Пушкинской-10”
очень
бережно
относятся к культурному
наследию
художников
Газаневщины.
В 2004 г. в
Петербурге, в
Центральном
выставочном
зале “Манеж”,
состоялся
“Фестиваль
независимого
искусства”,
посвященный
30-летию
выставки во
Дворце
культуры им.Газа.
Организаторы
проделали
гигантскую работу,
собрав
материалы и
показав
работы всех
участников
Газаневщины
и
“Пушкинской-10”, соединив
прошлое и
настоящее
нонконформистского
искусства
Ленинграда-Петербурга.
Коллекция
Брауде в
Сан-Франциско
как раз и посвящена
в основном
ленинградским
художникам-нонконформистам.
Она
составлена очень
вдумчиво,
представляя
художников
самых разных
направлений.
Здесь нет ни
одного
случайного художника,
ни одной
случайной
работы. Каждая
несет на себе
печать
авторского
своеобразия
и занимает
свое
собственное
место в коллекции.
Редко можно
видеть
настолько чётко
сфокусированную
частную
коллекцию.
ИРИНА
РАПОПОРТ (ИР) –
Рувим,
расскажите,
пожалуйста,
что Вас подтолкнуло
к
коллекционированию?
Изобразительное
искусство,
вероятно, не
было основным
интересом в
Вашей семье.
Ваш дедушка
был главным
раввином
Ленинграда.
РУВИМ
БРАУДЕ (РБ) –
Переломным
моментом и
началом
моего
интереса, –
нет, страсти
к искусству –
стала
выставка 1975
года в
Невском
дворце культуры,
на которую
меня
случайно
привел мой
друг. Это
было
эстетическое,
моральное, политическое
потрясение,
которое
качественно
изменило мою
жизнь. Меня
также поразил
интерес к
этой
выставке
зрителей: такой
осознанный,
коллективный
интерес к искусству.
Помните эти
беспрецедентные
очереди на
выставку?
Стал мечтать,
что может быть
когда-нибудь
я смогу иметь
одну-две из
этих работ. К
сожалению,
тогда я
ничего не знал
о квартирных
выставках 1970-х
годов.
ИР
–
Когда Вы
стали думать
о Вашей
собственной коллекции?
РБ
–
В 1981 г. я
случайно
попал в один
эмигрантский
дом на
Лонг-Айлэнде,
где все стены
были завешаны
работами
художников-нонконформистов.
В памяти
сразу
возникли
ассоциации и
скользнула
мысль о
потенциальной
возможности
коллекционирования.
В том же году
я случайно
узнал о
выставке Е.Абезгауза
в синагоге
Нью-Джерси. Я
помнил его по
выставке в
Невском, и на
свои скудные средства
приобрел его
графическую
работу “Снова
погром. Что
делать?”
ИР
–
Так цепь
“случайностей”
привела Вас к
мысли о
коллекционировании.
Какая
живописная работа
стала первой
в Вашей
коллекции?
РБ
–
“Шаббат”
Александра
Манусова
(Илл.1). Я до сих пор
испытываю
восхищение,
глядя на нее.
1.
А.Манусов,
“Шаббат”
Да,
искусство
Газаневщины
действительно
оставило
глубокий
след в Вашем
сознании. Отлично
подобранные
работы ее
участников, а
также
выделевшейся
в ней группы
“АЛЕФ” сделали
коллекцию
очень
направленной.
РБ
–
А я ведь себя
не
лимитировал,
просто так
получилось. И
это еще не
все “случайности”.
Знакомый,
гостивший
несколько
дней в Сан-Франциско,
встретился
(опять же
случайно!) в
Чайнатауне с
Алеком
Рапопортом и
Вами. Я
помнил
искусство
Алека по
Ленинграду и
просто
вцепился в
возможность
познакомиться
с ним лично.
Покойная
И.В. свела
меня с Женей
Ухналёвым, прося
помочь ему
разобраться
в документах,
связанных с
гостевым
пребыванием
в Сан-Франциско.
Р.С., вдова
Саши
Манусова,
познакомила
с Сашей
Гуревичем, и
эта встреча
стала судьбоносной
для нас обоих.
ИР
–
Вы –
ангел-хранитель
искусства
Гуревича. Вы
сделали все
возможное из
того, что
меценат может
сделать для
художника:
собрали большую
коллекцию
его работ,
организовали
у себя дома
несколько
выставок,
представив
его
искусство
многочисленным
зрителям,
часть
которых в
свою очередь
начала увлекаться
коллекционированием.
Вы также систематизировали
его
собственное
собрание и
организовали
выпуск
превосходного
альбома ...
Знаете, как
говорил сын
Матисса:
“Если бы не
было Щукина,
не было бы и
Матисса”. В
этих словах –
не умаление
значимости
творчества
художника, а
заслуженная
дань
благодарности
меценату.
Воспроизведенная
здесь
картина (Илл.2)
очень
характерна
для Саши. По
словам
замечательного
историка
искусства
Б.М.Бернштейна,
искусство
прошлого
“давит на художника,
как
атмосферный
столб”.
Большинство
работ
Гуревича
сюжетно и
композиционно
восходит к
старой
живописи
таким же
образом, как
данная – к
картине
французского
художника ХVII
в. Ж.де ла Тура.
В сюжете есть
интересный
момент: возле
сидящего
музыканта с лицом
самого
Гуревича
лежит
горстка мелких
монет. Это
символ
печального
удела большинства
артистов во
все времена.
2.
А.Гуревич,
“Рылейщик
(Харди-Гарди)”
РБ
–
Вот еще мой
любимый
художник
Газаневщины и
группы АЛЕФ –
Алек
Рапопорт.
ИР
–
Алек и мой
любимый
художник.
“Душа моей
души”*, с
которым мы были
связаны 35-ю
годами любви.
Вероятно, в
той страсти,
напряжении,
правдоискательстве,
религиозных
сомнениях, в
которых он
жил и работал,
и кроется
причина его
ранней
смерти за
работой, в
своей
мастерской в
Сан-Франциско.
Как отметил
Б.М.Бернштейн,
исследуя
цикл “Ангел и
Пророк”, даже
непонятно, на
что
рассчитывал
художник,
отпуская
свои детища в
нынешний мир:
“В жилах
внешне спокойного
и мудрого
художника
струилась
кровь
библейских
пророков,
визионеров и
глашатаев
истины”.
М.Лемхин
сравнивал
Алека с Атлантом,
который “и не
помышлял
сбросить со
своих плеч
груз великих
традиций –
искусство было
для него в
первую
очередь
ответственностью”.
У Вас
представлены
все жанры, в
которых работал
Алек:
библейский,
“Образы Сан-Франциско”,
автопортреты,
натюрморты
(Илл.3). Здесь и
“Автопортрет”
1950-х годов,
который Алек
сделал,
будучи еще
совсем
мальчиком, и
солдатские
рисунки
периода его
службы в армии
в
Биробиджане.
У Вас есть
даже
“Композиция с
маской Kwakintle” –
результат
недолгого
изучения
Алеком
культурного наследия
американских
индейцев.
3.
А.Рапопорт,
“Натюрморт со
словарем”
РБ
–
Я знаю, что
Алек
восхищался
творчеством
Саши
Арефьева. Я
очень дорожу
его рисунком,
единственным
в моей
коллекции
(Илл.4).
ИР
–
Да, это раритет.
Саша Арефьев
– одна из
самых значительных
фигур
ленинградского
нонконформизма.
Он
замечательный
художник и
прирожденный
борец. Еще в 1950-е
годы он
организовал
“Орден
нищенствующих
живописцев”.
Сюжет его рисунка
в Вашей
коллекции
является
очень характерным.
Тема
“страдания
жертвы и
наслаждения
мучителя”
проходит
через все его
творчество.
4.
А.Арефьев,
“Барышня и
два хулигана”
РБ – А
вот еще
художник
Газаневщины
и группы “АЛЕФ”
– Анатолий
Басин, совсем
другого
характера:
печальный,
гармоничный, интимный
(Илл.5). Я помню,
что Алек
высоко ценил
его работы. У
них были
разные
учителя?
ИР
–
Да. Басин
принадлежал
к известной в
1950-60-е годы
“школе
Сидлина”.
О.А.Сидлин (1909-1972)
преподавал в
изостудиях
Ленинграда и
оказал
огромное влияние
на большую группу
художников,
многие из
которых примкнули
к движению
нонконформизма.
Басин – типичный
“сидлинец”.
Идея учителя
была в сосредоточении
на самом
живописном
процессе (не
на
изображении
эмоций,
литературных
сюжетов,
психологии и
пр.). Сидлин
учил передавать
впечатления
от мира
только как
организацию
цветовых
пятен. Перед
смертью он
уничтожил
свои работы,
поскольку
важным
считал сам
творческий
процесс, а не
его
результат. Имя
Сидлина до
сих пор
произносится
оставшимися
его
учениками с
придыханием.
5.
А.Басин, “Двое”
Соучеником
Алека по
классу
Н.П.Акимова в
Ленинградском
институте
театра,
музыки и кинематографии,
а также
другом был
Миша Кулаков.
Живя в
Италии, он не
принимал
непо-средственного
участия в
нонконформистском
движении
Ленинграда,
но был
нонконформистом
и по своей
природе, и по
характеру творчества.
Одним из
первых среди
своих сверстников
он начал
изучать
творчество
Джексона
Поллока и
делать свои
абстрактные композиции.
В отличие от
большинства
выхолощенных
американских
абстракций,
его работы
духовны и
несут в себе
заряд
неортодоксальной
религиозности
(Илл.6).
6.
М.Кулаков,
“Композиция”
У Вас
много работ
Евгения
Ухналёва.
Алек называл
его “честным
художником”.
Среди привычных
мне работ
очень
выделяется
“Вагон” (Илл.7).
Здесь так
много
символики,
которую я не
всегда
понимаю.
Расскажите мне
об этом,
пожалуйста.
РБ
–
“Вагон” –
чрезвычайно
интересный
триптих, состоящий
из трех
отдельных
частей. Сам
Женя назвал
работу
строчкой из
песни Галича
“Кадиш”: “А
где-то по
рельсам, по
рельсам, по
рельсам – колеса,
колеса,
колеса,
колеса ...”
Старый, тронутый
огнем вагон,
изображения
на трех частях
которого
отражают три
разных
периода истории
ХХ века с
ужасами
революции и
гражданской
войны; Второй
мировой
войны и
Холокоста;
сталинских
репрессий.
На
левой части
вагона –
символ
уходящей
власти в виде
эмблемы
царской
империи –
двуглавого
орла, и коряво
написанные
отрывки
революционных
лозунгов:
“Вся власть ...”,
“Даешь ...” и т.д.
Вдали – темное
дымное
зарево.
7.
Е.Ухналев,
“Вагон
(триптих)”
На
средней
части стенки
вагона –
нацистская
свастика,
обрывки
надписей на
немецком
языке, в том
числе размашисто
“только для
евреев, 1944”.
Дверь раскрыта,
вагон пуст,
лишь через
борт
свешивается конец
молитвенного
талеса. Вдали
– ряды мрачных
лагерных
строений и
дымящаяся труба
крематория.
На
правой части
– штамп
Октябрьской
железной
дороги,
указание
места
назначения –
“Речлаг”, 1948 и
лагерный
номер,
который был
присвоен восемнадцатилетнему
заключённому
Евгению
Ухналёву.
Вдали –
“курящаяся
сопка Воркуты”.
ИР
–
Спасибо, Рувим.
Я думаю, что
это – самая
значительная
работа в
творчестве
Ухналёва, и
рада, что она
в Вашей
коллекции.
Четырнадцатилетним
мальчиком
пришел на выставку
во Дворец
культуры
Газа Михаил Иофин.
Тогда, по его
словам, он
понял, что
помимо
“советского”
искусства
есть еще
“другое и
настоящее”. В
своем последующем
творчестве
Миша
сохранил
лучшие
традиции
“инакомыслящих”
художников и
сформировался
в
своеобразного
и зрелого мастера.
Обычная его
тематика
обращена к
художникам
прошлого, а
также к теме
театрально-драматического
карнавала
Петербурга-Сан-Франциско.
Дань
Петербургу
он отдает
почти во всех
своих
работах. А
картина
Вашего,
Рувим,
собрания
полностью
сфокусирована
на изображении
города и
передаче его
сокровенного
духа. Я очень
люблю эту
работу –
“Пушкин над Петербургом”
(Илл.8).
Северные,
бледные,
тихие
сумерки.
Строгая геометрия
пяти
параллельных
горизонтальных
линий:
чеканная
линия черной
решетки чугунных
перил,
припорошенных
снегом; линия
однотонной
неподвижной
глади Невы;
четкая линия
противоположного
берега;
непрерывная
линия чуть
тонированных
зданий,
монотонная
линия их
верхней
границы
оживлена
вертикалями
шпиля,
куполов, дымовых
труб. А над
этим
пейзажем –
горизонтально
парящая
фигура
А.С.Пушкина,
осеняющая и олицетворяющая
Петербург,
город-мираж,
застывший в
своей
прекрасной и
вечной
неизменности.
8.
М.Иофин,
“Пушкин над
Петербургом”
Мне
кажется
замечательным
ещё и то, как
точно
художник
отразил идею
Петра
Великого, принцип
жесткой
регламентации
при строительстве
города –
образ-цового,
правильного, регулярного,
геометрически
выверенного.
Моей душе так
близка эта
работа!
РБ
–
С
Газаневщиной
связано еще
несколько
художников
моей
коллекции –
В.Видерман,
Е.Абезгауз,
С.Островский.
А с
“Пушкинской-10” –
В.Герасименко,
Е.Тыкоцкий,
Б.Борщ.
9.
Б.Борщ, “Петербургский
пейзаж”
ИР
–
Пожалуй,
Борис Борщ –
один из
сильнейших
современных
пейзажистов
Петербурга
(Илл.9).
А вот этот
графический
лист
Е.Тыкоцкого
“Фрагмент”
(Илл.10) для меня
непривычен. Я
мало знаю его
творчество,
но мне
кажется, что
эта графика,
рассказывающая
о
подробностях
рутинной
жизни
местечка,
тематически
выпадает из
основной
линии его
творчества
своей
семитской темой
и духом.
10.
Е.Тытоцкий,
“Фрагмент”
Яков
Фельдман.
Рувим, я
никогда не
видела его
работ, и они
мне очень по
душе. Кто он?
РБ
–
Он – молодой
художник,
родившийся в
Витебске, а
ныне живущий
в Иерусалиме.
Интересно, что
его бабушка
была
племянницей
М.Шагала.
ИР
–
Его “Адам и
Ева” (Илл.11)
написана
мастерски и
технически
напоминает
работы
старых мастеров
– на доске,
темная и
насыщенная
красочная
поверхность,
лессировки.
Однако
традиционный
библейский
сюжет приближен
к
современности
двумя
китчевыми деталями
– Ева вместо
фигового
листка
защищена
изображением
ножниц, а
Адам – ложки.
Выполнено
это очень
деликатно, со
вкусом и мастерством
в передаче
материала.
Замечательное
приобретение,
прекрасно
вписывающееся
в Вашу коллекцию.
11.
Я.Фелдман,
“Адам и Ева”
Рувим,
в каком
направлении
Вы будете ее
продолжать –
увеличивая
количество
худож-ников,
которых она
уже
представляет,
или сделаете акцент
на еврейских
художников,
или на современном
нонконформистском
искусстве Петербурга?
РБ
–
Я продолжаю
коллекционировать.
К счастью, жена
Инна меня
поддерживает.
Она понимает,
что
собирательство
для меня не
хобби, а страсть,
родившаяся
во время
подъема
нонконформистского
искусства.
Это уникальный
феномен в
истории
развития
искусства,
когда целое
направление
возникло как следствие
беспрецедентного
насилия над искусством.
Горькая
ирония
заключается
в том, что это
искусство
родилось не
вопреки, а
благодаря
гонениям.
Я не
подхожу к
собирательству
с чисто эстетской
позиции – это
люблю, то – нет.
Не подхожу и
с
коммерческим
интересом –
продать
завтра то,
что выросло в
цене. Для
меня в
искусстве
важна
комбинация
исторической,
политической,
психологической,
эстетической
значимости.
Думаю, что
буду расширять
коллекцию
уже
имеющихся
художников.
Они проходят
трансформацию
на своем творческом
пути, и я
пойду вместе
с ними, той же дорогой.
Также мне
хочется
расширить
коллекцию
приобретением
искусства
современных
художников,
связанных с
“Пушкинской-10”.
ИР
–
Сколько
работ
включает
коллекция?
Какую часть
Вы можете
разместить
на стенах
Вашего дома?
РБ
–
Живописных
около ста,
плюс графика
и немного
скульптуры, а
размещена,
пожалуй,
треть.
ИР
–
Приобретаете
ли Вы работы,
как Ваш
знаменитый
предшественник
П.М.Третьяков,
посещая
мастерские
неизвестных
художников?
РБ
–
Пожалуй, да.
ИР
–
Щедры ли
художники на
подарки?
РБ
–
Да, щедры.
Дело в том,
что
некоторые
мои любимые
художники
становятся и
любимыми
друзьями, с
которыми
складывается
многолетняя
дружба.
Подарок всегда
приятен, но
надо
отдавать
себе отчет,
что для
художника
его труд это
еще и
заработок.
ИР
–
Мне отрадно,
что в Вашей
коллекции
нет выхолощенных
московских
художников
“дип-арта” – “искусства
для
дипломатов”,
без которых
не обходится
почти ни одна
русская коллекция
или галерея.
Так
сложилось в
1960-70-е годы, что
именно
дипломаты в
Москве,
зачастую ничего
в искусстве
не
понимающие,
становились
главными
судьями,
окончательной
инстанцией,
решавшей,
кого
поощрять, а
кого
игнорировать.
Этим они
выставляли
за борт
достойных
художников,
делали
рекламу недостойным,
и таким
образом
нанесли
огромный
вред
объективной
оценке
искусства в
целом.
Провокационный
вопрос – есть
ли у Вас,
например,
Оскар Рабин?
РБ
(шутливо
смутившись, потупляет
глаза) – Есть,
даже две (Илл.12).
12.
О.Рабин,
“Пейзаж с
булкой”
ИР
–
Да, я понимаю.
Рабин –
явление
чисто
московское,
восходящее к
передвижникам.
Некрасивая
живопись,
однообразные
сюжеты:
водка-селедка;
хлеб-булка;
обрывок
газеты – или
еще чего-нибудь;
кривые
домишки
нищей
провинции;
жалкая,
безнадежная
Россия ... Но,
конечно, его
роль
вдохновителя
и
организатора
нонконформистского
движения в
Москве
однозначна.
РБ
–
Насколько я
знаком с
искусством
москвичей,
оно мне не
так понятно,
не так близко.
А питерское –
это мое,
личное,
родное.
ИР
–
Итак, в конце
нашего
недолгого
разговора хочется
отметить, что
Рувим Брауде
– очень серьезный
коллекционер
со своей
определенной
концепцией.
Его мерило –
собственная,
непосредственная
оценка
картины, без
оглядки на
чужое мнение.
Очень важно,
что он любит
и ценит саму
личность
художника и
созданные им
детища.
Коллекционирование
современного
искусства
вызывает
особое
уважение, так
как собиратель
не знает, в
какую
коммерческую
категорию
попадет
художник. Он
вкладывает
свои
средства в
искусство,
дальнейшую
судьбу
которого
предопределить
невозможно.
Иногда
современные
частные
коллекции перерастают
в крупные
музейные
собрания, как
это
случилось с
коллекцией
проф.Нортона Доджа,
которая
стала самым
полным
собранием русского
нонконформистского
искусства и легла
в основу
Музея
Университета
Зиммерли в
штате
Нью-Джерси,
США. Кто
знает, во что
преобразуется
сегодняшняя
коллекция
Рувима и Инны
Брауде?
В
заключение
хочется
выразить им
обоим сердечную
признательность
за их меценатскую
деятельность
и пожелать
никогда не
исцеляться
от
“прекрасного
недуга собирательства”.
СПИСОК
ИЛЛЮСРАЦИЙ
Илл.1
МАНУСОВ
Александр (1947-1990)
ШАББАТ,
1989
Масло
на холсте
100 х 120
см
Илл.2
ГУРЕВИЧ
Александр (р.1944)
РЫЛЕЙЩИК
(ХАРДИ-ГАРДИ), 2003
Масло
на холсте
127 х 94
см
Илл.3
РАПОПОРТ
Алек (1933-1997)
НАТЮРМОРТ
СО СЛОВАРЕМ,
1982-1997
Смешанная
техника на
холсте
91,5 х 71
см
Илл.4
АРЕФЬЕВ
Александр (1931-1978)
БАРЫШНЯ
И ДВА
ХУЛИГАНА, 1955
Гуашь,
карандаш на
бумаге
20 х 15
см
Илл.5
БАСИН
Анатолий (р.1936)
ДВОЕ,
1989
Масло
на холсте
61 х 51
см
Илл.6
КУЛАКОВ
Михаил (р.1933)
КОМПОЗИЦИЯ,
1975
Смешанная
техника
56 х 76
см
Илл.7
УХНАЛЕВ
Евгений (р.1931)
ВАГОН
(триптих), 2001
Масло
на холсте
91,5 х 183
см (три части
вместе)
Илл.8
ИОФИН
Михаил (р.1959)
ПУШКИН
НАД
ПЕТЕРБУРГОМ,
2003
Масло
на холсте
23 х 30,5
см
Илл.9
БОРЩ
Борис (р.1948)
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ПЕЙЗАЖ, 1989
Масло
на холсте
53 х 66
см
Илл.10
ТЫКОЦКИЙ
Евгений (р.1941)
ФРАГМЕНТ,
1975
Сухая
игла, бумага
Илл.11
ФЕЛЬДМАН
Яков (р.1969)
АДАМ
И ЕВА, 2002
Масло
на доске
(диптих)
52 х 21,5
см (каждая
часть)
Илл.12
РАБИН
Оскар (р.1928)
ПЕЙЗАЖ
С БУЛКОЙ, 2001
Масло
на холсте
61 х 76
см
Все
содержания ©
Апраксин
Блюз/All contents © Apraksin Blues.