АБ
№ 7 - МЕЖ
НЕБЕСНЫМ И
ЗЕМНЫМ
МУЖЧИНА
И ЖЕНЩИНА:
СОЗНАТЕЛЬНОЕ
ЛИДЕРСТВО
Н.В.Серов
(http://psyfactor.org/autors/serov.htm)
Фрейдовское
«Сверх-Я»
представляет
собой область
социальных
догматов и
нравственных
норм, без
которых
общество не
могло бы сохранить
свои устои.
Как известно,
в любом
историческом
социуме
традиции сохраняются
и передаются
преимущественно
по женской
линии.
Поэтому
функциональное
деление
интеллекта
на сознание и
подсознание
позволяет
нам смело
соотнести
понятие
«сознание»
(сознательное)
с
фрейдовским
«Сверх-Я» и выделить
доминирующую
роль
сознания в
женском
интеллекте:
женщина –
хранительница
очага,
традиций,
обычаев и т.п., и
наоборот, –
функциональная
роль мужчины
в обществе
сводится к
пионерским
открытиям,
ломке
стереотипов
и, вообще
говоря, к изменению
существующего
положения
вещей, то
есть к
относительному
пренебрежению
ролью
«общественного
сознания».
Эта
доминанта
его
подсознания
подтверждается
как
контекстуальным
использованием
З.Фрейдом
понятия «Я»,
так и много большей
результативностью
мужчины в творческом
наследии
человечества
(1).
В
последнее
время,
однако,
нередко ставится
вопрос о
«рассексуализации»
женщины, что
не
вписывается
в рамки
традиционных
воззрений на
ее
«асексуальность».
И здесь нельзя
не вспомнить
фрейдовский
термин «Оно»,
то есть ту
область
бессознательных
влечений и
аффективных
комплексов,
которая
является
наиболее природной
характеристикой
человека. Назовем
эту
функциональную
область
интеллекта
бессознанием
и рассмотрим
относительную
степень ее
доминирования
в поведении
мужчины и
женщины.
Функции
бессознания
основаны на гомеостатических
принципах
работы организма,
которые
прежде всего
доминируют у
женщины:
большая
выживаемость,
статистическое
долголетие и
т.п. Роль
сознания в
женском
интеллекте
также влияет
на эти
факторы – оно
«не позволяет»
организму
совершать
вредные для
здоровья или
для жизни
действия.
Мужчина же
может не
считаться не
только со
здоровьем, но
и с жизнью –
вспомним
данные о
погибших и
умерших в
расцвете сил
и лет поэтах,
певцах,
художниках,
композиторах.
Исключения и
здесь
подтверждают
правило.
Поэтому мы сводим
ряд
непрерывных
функций
интеллекта к
характеристическим
особенностям
следующей
модели:
Мужчина: сознание
< подсознание
> бессознание.
Женщина: сознание > подсознание < бессознание.
Знак
«больше-меньше»
здесь несет
смысл
доминанты
соответствующего
функционального
элемента в
интеллекте
мужчины и
женщины.
Безусловно,
эта модель
может
считаться
правомерной
только для
традиционной
мирной жизни
и лишь для
характеристического
большинства,
но не для каждого
индивида. К
примеру, у
Марины
Цветаевой,
как нам кажется,
доминанта
подсознания
была на несколько
порядков
выше, чем у
А.А.Жданова,
по крайней
мере, если
судить по их
наследству в литературе.
Что
же
происходит с
интеллектом
человека в
необычных
условиях жизни?
Для ясности
оставим в
стороне
сложности
социума и
рассмотрим
интеллектуальные
функции
мужчины и
женщины в
процессе интериоризации
любовного
(полового с
взаимным
влечением)
акта, –
последний
вряд ли когда-нибудь
может быть
отнесен к
обыденной жизни
с ее
раздельным
существованием
платоновских
половинок
андрогина.
В
начале
любовного
акта
женскому сознанию
необходимо
отрешиться
от большинства
тех
нравственных
норм, которые
с детства
привносятся
обществом:
обнажать своё
тело в
присутствии
мужчины – непристойно,
неприлично и
т.п. Но
любящая
женщина
становится
не столько
объектом,
сколько
субъектом
любви, то
есть функции
ее «традиционного»
сознания
затормаживаются
необычайностью
ситуации и
все
усиливающейся
активностью
«творческого»
подсознания,
которое, в
свою очередь,
исполняет
желания –
теперь уже
единственно
доминирующего
в ее интеллекте
–
бессознания.
Мужчина же
сознательно сдерживает
свое
импульсивное
подсознание
в силу того,
что объект
его любви
обладает
субъективными
свойствами...
И наша функциональная
модель
(дооргазмической
стадии любовного
акта)
принимает
следующий
вид.
Мужчина: сознание
> подсознание
> бессознание.
Женщина: сознание < подсознание < бессознание.
Итак,
сравнение
обоих
рассмотренных
нами моделей
показывает,
что
сознательное
лидерство
женщины
превалирует
в обыденной,
традиционной
жизни
человека, а
сознательное
лидерство
мужчины – в
непривычной,
революционной
ситуации.
Самое
интересное,
что данный
вывод
подтверждается
и всей историей
общества с ее
диалектикой
сознательного
и природного
в развитии
человека.
_____________________________________________________________________________________________________________
1 Тезис
«женщина –
хранитель,
мужчина –
творец» весьма
детально
разработан в
исследованиях
В.А.Геодахяна, и мы не будем
на нем
останавливаться.
Иллюстрация:
Т.Апраксина,
пастель, 1989